Что такое «функциональная грамотность»?
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Составляющие функциональной грамотности |
Методические рекомендации |
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. |
Скачать
|
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями. |
Скачать
|
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. |
Скачать
|
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
Скачать
|
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
Скачать
|
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем. |
Скачать
|
ДОКУМЕНТЫ:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Приказ Министерства образования Ставропольского края от 30.05.2022 № 929-пр «Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся в Ставропольском крае в 2022/23 учебном году»
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк задний. Полезные ресурсы
ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Программа «Формирование и оценка функциональной грамотности как инструмент повышения качества общего образования в МОУ «СОШ №10 с. Солдато-Александровского»
ПРИКАЗ от 19.10.2023 г. № 251-уп «Об утверждении плана мероприятий по развитию функциональной грамотности обучающихся»
Приложение ПЛАН мероприятий МОУ «СОШ №10 с. Солдато-Александровского» по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2023/24 учебный год
ПРИКАЗ от 23.10.2023 г. № 256-уп «Об организации контроля выполнения заданий по функциональной грамотности на портале РЭШ»
ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА от 25.10.2023 г. № 258-уп «Об организации деятельности Рабочей группы по внедрению в практику наиболее эффективных технологий, позволяющих повысить качество подготовки обучающихся, в том числе функциональной грамотности обучающихся»
Положение о рабочей группе по сопровождению формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся МОУ «СОШ №10 с. Солдато-Александровского»
Аналитическая справка по итогам выполнения заданий по оценке ФГ на платформе РЭШ в 8-9 классах МОУ «СОШ №10 с. Солдато-Александровского»
База данных по руководителям и педагогическим работникам, участвующим в формировании и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций и институциональном уровнях
Методическая работа
1. Функционально грамотная личность – стратегическая цель образования.
2. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
3. Развитие общеучебных умений – путь к функционально грамотной личности
4. Мастер класс Кузьменко И.В.
5. Отчёт о работе инновационной площадки
6. Работа учителя начальных классов по формированию грамотности в вопросах здоровья
7. Формирование естественно-научной грамотности младших школьников
8. Формирование математической грамотности в начальной школе
9. Формирование читательской грамотности в начальной школе
10.Как организовать работу по развитию функциональной грамотности в школе
Банк заданий:
- Открытый банк заданий на образовательной платформе "Российская электронная школа" https://fg.resh.edu.ru/
- Открытые задания PISA на официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт оценки качества образования" https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный институт педагогических измерений" https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti